Задержка речевого развития – проблема сложная и, к сожалению, довольно часто встречающаяся. Для наилучшего формирования речи необходимо разговаривать с ребенком. Увы, ни телевизор, ни аудиосказки не заменят обычную речь близкого человека! В раннем возрасте надо петь колыбельные; после 5-6 месяцев начинать играть в ку-ку, ладушки и сороку-белобоку; после 6-8 месяцев включать режим «радио», озвучивая все, что делаете или планируете делать. Читать стихи и сказки, показывать картинки в книгах – и так день за днем.
Кажется, что ребенок еще очень мал, что он ничего не понимает, но, на самом деле, все это способствует развитию головного мозга ребенка и появлению там все новых и новых нейронных связей.
Unsplash
Нормальные сроки развития речи у ребёнка
Не стоит беспокоиться, если ваш ребенок не соответствует «нормативам» (8-10 слов в год, 30 слов в 1,5 года и т.д.). Речь развивается по-разному у разных малышей. До года все дети проходят несколько этапов для будущего овладевания речью. Гуление с 1,5-2 месяцев, лепет с 4-5 месяцев, лепетные слова (мамамама, бабабаба) с 8 месяцев. Затем у большинства малышей появляются самые первые слова (с 9 месяцев и до 1,5 лет). Эти слова могут легко распознаваться или, наоборот, только отдаленно напоминать обычную речь: авва – вместо собаки, биби – вместо машины и т.д.
Но если ребенок называет определенным звукосочетанием определенную вещь/живое существо – это уже первые слова! Как правило, спустя 6-12 месяцев после появления первых слов происходит лексический взрыв: количество слов резко увеличивается, появляются первые фразы, то есть два или более слов, объединенных общим смыслом. Таким образом, единых сроков появления первых слов/первых фраз не существует.
Признаки задержки речевого развития у ребёнка:
- в год ребенок не реагирует на обращенную к нему речь родителей (не улыбается в ответ на ласковое обращение; игнорирует просьбы подойти («иди ко мне») и т.д.). Никто не ждет, что ребенок будет идеально слушаться, тем более в этом возрасте, но полное отсутствие реакции на любую обращенную речь должно насторожить взрослых.
- ребенок в 1,5-2 года не может показать названный родителями предмет (яблоко, стол, машинка и т.д.);
- у ребенка в 1,5-2 года нет указательного жеста (пальцем в нужную ему вещь);
- в 2 года не говорит ни одного слова;
- в 2,5-3 года не строит простых фраз (хочу пить, дай яблоко, пойдем гулять).
Что делать при задержке речевого развития у ребёнка
Если вы столкнулись с такой проблемой, нужно обращаться к целому ряду специалистов: ребенка должен осмотреть педиатр, невролог, ЛОР-врач (обязательно! Иногда задержка речевого развития обусловлена банальными проблемами со слухом ребенка!), логопед-дефектолог, возможно, еще и нейропсихолог. Обследование можно пройти как в обычных медучреждениях, так и в специализированных центрах.
Unsplash