Главная / Стили воспитания / «Государство не может заменить ребёнку родителей»: что не так с «детской» поправкой в Конституции разъясняет Елена Альшанская

«Государство не может заменить ребёнку родителей»: что не так с «детской» поправкой в Конституции разъясняет Елена Альшанская

3 марта комитет Госдумы одобрил поправку в Конституции о детях, которых хотят сделать достоянием государства. На следующей неделе законопроект уже будет принят. Глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская вместе с «Домашним Очагом» разобрала эту поправку и объяснила, почему для многих семей такие изменения могут оказаться бомбой замедленного действия.

Поправка о детях, которую Госдума и Совет Федерации примут на следующей неделе, дословно звучит так: «Дети являются важнейшим достоянием России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Давайте разберём её по частям, и я объясню, что с ней не так.

РИА Новости

Дети являются важнейшим достоянием России

В толковом словаре имени С. Ожегова слово «достояние» используется в отношении имущества и собственности, которые принадлежат кому-то. С точки зрения русского и юридического языка — это понятие, касающееся общественного достояния и общего пользования.

К «достоянию» можно отнести, например: искусство, литературу, науку, но никак не живого человека, тем более — ребёнка.

Поскольку очевидно, что дети не могут принадлежать государству и быть объектом собственности, эта фраза очень странно трактуется в законопроекте.

Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшимё

Эта фраза вызывает у меня не меньше вопросов. Потому что, во‑первых, получается, что государство создаст условия для воспитания, в которых ребёнок должен вырасти с тремя главными качествами — патриотизмом, гражданственностью и уважением к старшим.

Почему набор качеств именно такой? Почему мы тут не говорим, например, о реализации ребенка как личности, или, например, о том, чтобы у него формировалось чувство ответственности, справедливости, сострадания или эмоциональный интеллект ?

Во-вторых, я могу еще понять, почему мы должны воспитывать в детях патриотизм, это достаточно давно в нашей стране. Но фраза «уважение к старшим», которая вообще не используется в законодательстве, кажется мне странной. А почему бы не воспитывать в детях уважение ко всем людям? Почему только к старшим? Мне кажется, что эта формулировка некорректна. Уважать нужно всех. Начиная с самого ребенка.

РИА Новости

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения

Для начала нужно обозначить, кто такой ребенок, оставшийся без родителей. В нашей стране по законодательству это не только тот, у кого родители погибли или были лишены родительских прав. Это любой ребёнок, которого из-за какой-то ситуации в семье забрала опека или полиция, и над которым не оформлено новое опекунство. То есть, даже если суд еще не решил, вернется ребенок домой к кровным родителям или нет, или и суда никакого не было, а просто ребенка привезли в детский дом с улицы или из семьи, по закону он всё равно находится без попечения родителей.

В этом смысле современный закон ориентирован на семейное устройство. И он сегодня не считает ребенка, которого отвезли в детский дом «устроенным». Его надо или возвращать в свою семью или искать новую. А если государство такой же родитель? Как теперь? Тем более, что, как я говорила, получить статус оставшегося без попечения родителей ребенку слишком легко.

Кроме того, если государство возьмет на себя роль родителя, это разрушит важную историю о том, что родители сами лично должны осуществлять воспитание и заботу о своём ребёнке. Ведь если государство может это делать руками других людей, или размещая ребенка в учреждение, почему также нельзя будет делать и родителям ребенка?

Я вообще не понимаю, как это может быть реализовано. В чьём лице государство будет воспитывать детей? Кто будет тем самым представителем, который будет лично общаться с каждым ребёнком? А как быть, если государство плохо выполняет свои обязанности? Его можно будет лишить родительских прав? Или наложить штраф?

Государство становится детям родной мамой и говорит: «Это мои дети. Я их ращу».

Конечно ничего не изменится сразу, это понятно. У нас есть уже действующее федеральное законодательство и там нет возможностей для государства быть родителем № 3.

Воспитанники детского дома
РИА Новости

Ну а если кто-то захочет привести федеральное законодательство в полное соответствие с Конституцией? А если это будут совсем не те люди, которые считают, что воспитание в интернатах это плохо, а семья — хорошо?

Я вижу эти риски и мне бы очень не хотелось, чтобы они реализовались.

Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.

Отправить

Я соглашаюсь с правилами сайта

Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Источник

Смотрите также

Людмила Петрановская: «Во всем мире родители не знают, к чему готовить детей. Но есть три важные вещи»

Мир вокруг нас изменился, и нам все сложнее опираться в воспитании на привычные стандарты. Есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *