Главная / Психология отношений с детьми / Почему родители не находят подхода к ребёнку, откуда берутся проблемы? Классификация родителей и стилей общения с детьми

Почему родители не находят подхода к ребёнку, откуда берутся проблемы? Классификация родителей и стилей общения с детьми

Родители, и вообще все взрослые, могут быть обычными, невротическими и феноменальными. Это «говорящая» классификация. Уже по первым словам можно предположить, чем отличаются одни родители от других, однако попробуем обстоятельно описать каждый тип в отдельности.

Портрет родителя невротического типа

От этих родителей можно ожидать истеричную и нервную реакцию на любые обстоятельства; подобные отрицательные эмоции выступают блокаторами, которые мешают решать насущные проблемы, рассудительно анализировать ситуацию, действовать. Они самозабвенно переживают по любому поводу, постоянно жалуются, ищут вокруг себя виноватых. И если их жалобы полны искренности, то поиск виноватых сводится к перекладыванию ответственности (зачастую необоснованно) за имеющиеся неприятности на близких, но не на себя. Невротичные мамочки часто страдают от истерик, подавленного настроения, затяжных депрессивных состояний.

Поскольку личной вины во всем происходящем они не видят, то им только и остается, что переживать, расстраиваться, без устали сетовать на свою тяжелую участь, воспринимать все в трагических красках. Им с трудом удается признать свои ошибки и несовершенства. Однако на деле выходит так, что их вины больше всего в собственных трудностях и проблемах, ведь они не способны правильно на них реагировать. Невротичные родители до последнего будут отрицать, что у них совершенно нормальные дети, которые развиваются и поступают в силу своего возраста, и что проблема в них самих. Им не знакома самокритика, самоирония, признание собственных ошибок.

Невротики наделены способностью к удерживанию возле себя нужных им людей, различными способами: с помощью шантажа, природного обаяния, страха, чувства вины.

Родители этого типа склонны в полный голос и образно критиковать по любому поводу, переносить страдания от несовершенства мироздания. Они больше говорят, нежели слушают, просто «не видят и не слышат» или «не хотят видеть и слышать» своих детей. Взрослые, относящиеся к категории невротиков, занимаются постоянной корректировкой своего ребенка: любой поступок или эмоция чада подвергается критике, ему отдается бесчисленное количество запретов, выговоров, за него принимаются решения, отмечается непоследовательность в использовании приемов поощрения или наказания.

Стремление родителей выработать у чада дисциплинированность, сводится к тому, что ему просто не оставляют возможности выбрать тот вариант поведения, который считает нужным; ребенка ограничивают в самостоятельности, лишают права возражать старшим, даже если его правота очевидна. Родитель-невротик стремится всецело обладать своим ребенком; контролируя каждый шаг, он не видит ничего плохого, в том, чтобы сломить волю маленького члена семьи.

В общении с чадом отмечается раздражение, надрыв, тревожность, мнительность, поскольку им кажется, что ребенок все делает не так. Присутствуют излишние опасения чего-либо, что может навредить ребенку.

Невротические родители не испытывают радости от пребывания в собственном доме, как, впрочем, в любом другом месте. Но самое печальное, что их раздражают и выводят из себя собственные дети, и в своих домах они организуют некомфортную атмосферу, отличающуюся напряженностью, нервозностью.

Портрет обычных родителей

Являются обычными людьми, для которых ничто человеческое не чуждо. Их стиль «родительствования» нельзя назвать идеальным: они ошибаются, набивают шишки, неоднократно наступают на одни и те же грабли, временами утрачивают контроль над своими эмоциями и действиями. Но это вполне естественно, ведь родители – тоже люди. Они временами отказываются заниматься собственными детьми, ссылаясь на сильную занятость взрослой жизнью, а иногда все свое свободное время посвящают совместным играм и занятиями с чадами. Они могут признавать свои ошибки, а могут не замечать очевидные промахи в воспитании. «Обычные» родители не получают удовлетворения и наслаждения от «родительствования» по разным причинам: не умеют этого делать, испытывают нехватку времени; при этом втайне мечтают о скором взрослении детей.

«Обычные» родители не испытывают желания разбираться в тонкостях детской психики, премудростях межличностного взаимодействия, поэтому и выстроить доверительные отношения с домочадцами у них не получается. Однако они виртуозно находят всевозможные объяснения своей извечной загруженности. Пренебрегая душевным и неспешным общением, они исправно справляются со своими бытовыми обязанностями (всегда накормят, оденут, обуют, обеспечат всем необходимым своих детей), и также старательно раздают критику, заставляют учиться. Организовывая обыденную атмосферу в семье, они вносят в нее нечто свое, отвечающее только их понятию нормальности.

Портрет феноменальных родителей

Такие родители считают, что им крупно повезло в жизни, ведь у них появился ребенок. Поэтому они видят свое предназначение не только в том, чтобы накормить, одеть, обуть и оздоровить своего ребенка, то есть удовлетворить его элементарные потребности, но и сделать его счастливым. Они наслаждаются своей бытием и «родительствованием», в частности; живут в удовольствие и растят детей также с энтузиазмом, радостью. Родители феноменального типа умеют видеть мир в разнообразных его проявлениях глазами своих детей.

Справляться со своими родительскими обязанностями им помогает хорошее чувство юмора, задор, нестандартные подходы, креативность, благородство души. Они устанавливают равенство позиций в общении с ребенком, что позволяет правильно принять и признать маленького члена семьи.

Осознавая ответственность за собственное «родительствование», они не ищут виноватых в своих неудачах, совершая ошибки в воспитании, — признают их и извлекают уроки. Феноменальным родителям не чужды переживания, тревожность, страдания от родительской участи. Однако этих родителей отличает от невротических одна замечательная черта – ими не овладевают отрицательные эмоции, и не лишают их способности к размышлению, анализу, поиску выхода из сложной ситуации: действуют они решительно, мудро, могут эмоционально реагировать на происходящее. Но при этом их нельзя назвать людьми реакции, они, скорее, люди рассудительного реагирования на жизненные трудности, которых ничуть не меньше, чем у остальных.

Феноменальные родители обладают еще одной отличительной чертой – способностью работать над собой, самосовершенствоваться, ориентирование на личностный рост. Они способны создавать в доме благоприятную атмосферу, пространство любви, налаживать межличностные отношения между домочадцами, устанавливать и сохранять незримые связи со своими чадами.

Качество внутрисемейного общения

Люди, как взрослые, так и дети, выстраивают речевые коммуникации. Это может быть как эффективное общение, так и проблемное, как продолжительное, так и ограниченное по времени. Присутствуя в жизни каждого человека, общение различается по качеству.

Внутрисемейное общение, точнее его качество, определяет уровень межличностного отношения между домочадцами, родителями и детьми, друг с другом и с миром вокруг, и в итоге – распознает, насколько счастливы все члены семьи. В зависимости от того, сколько усилий было приложено к налаживанию продуктивного взаимодействия, будет зависеть: получится ли в итоге роскошное человеческое общение либо ужасное, невротическое. Внутрисемейное общение влияет на семейный уклад, и на то, каким вырастит ребенок: полноценной личностью или человеком с заниженной самооценкой, не способным на личностное развитие.

Родители, в зависимости от принадлежности к той или иной категории (феноменальные, невротические, обычные), будут выстраивать соответственного качества общение в семье, осознанно или неосознанно.

Невротическое общение. Представляет собой бурную и нервную коммуникацию, когда люди постоянно на что-то жалуются, предъявляют требования, засыпают критикой, наряду с этим тяжело переживают из-за несостоявшегося общения.

В невротическом общении вы не встретите радости, похвалы, легкости, оно зачастую наполнено обидами, претензиями, оскорблениями, напряженностью. Каждый из участников разговора старается переспорить и даже перекричать собеседника. Ребенка не слышат, его не понимают, но самое главное – его не принимают как личность.

Обыденное общение. Участники данного вида коммуникации стараются разговаривать друг с другом, как минимум обмениваться дежурными фразами «Как прошел день?», или «Что у тебя нового?», или «У тебя что-то произошло?», «Ты сегодня не опоздал в школу?». Общение не всегда сопровождается пониманием и принятием позиции другого; не исключены крики, обиды и оскорбления. Но после «коммуникативного фиаско» участники стараются примириться, попросить прощение, извиниться. Во время обычного общения родители и дети обращаются к шуткам, веселым афоризмам, они не прочь посмеяться и подурачиться, однако беречь настроение друг друга у них не всегда получается.

Участники обычного общения не желают разбираться в психологии человеческого общения, поэтому им незнакомо удовольствие, получаемое от простой внутрисемейной речевой коммуникации, как и разговоры по душам, наполненные доверием. Однако об этом никто не задумывается, как и не стремится что-либо поменять.

Общение можно охарактеризовать следующими эпитетами: пресное, невыразительное, будничное. Как часто вы могли наблюдать такой диалог? Возможно, вы сами в нем участвовали?

— Сережа, как твои дела в школе?

— Все хорошо. Сегодня было 4 урока.

— Много задали?

— Нет, только упражнения по математике и английскому языку.

— Ты будешь есть или сразу сядешь за уроки?

— Пожалуй, вначале сделаю домашнюю работу, чтобы пойти вечером с друзьями погулять.

— Хорошо.

По этому диалогу можно судить о состоявшемся обмене информации, но не об успешной, продуктивной речевой коммуникации. Каждый из участников получил ответы на заданные вопросы, однако внимания, душевной теплоты, заботы в этих сообщениях не было замечено.

Роскошное общение. Его участники не просто обмениваются информацией, дают ответы на вопросы, делятся своим мнение, но и вносят в общение что-то свое: частичку любви, хорошего настроения, доброты. Вследствие чего общение становится душевным, вдумчивым, искренним, неспешным, эмоционально наполненным. Если поинтересоваться у детей, нравится ли им общаться с родителями в таком ключе, они ответят положительно, но не смогут объяснить почему. Дети прекрасно понимают, когда родитель, находящийся рядом и общающийся с ним, настроен доброжелательно; они чувствуют ласковый шепот души взрослого любящего человека. В подобной коммуникации ребенок воспринимается родителем не как объект воспитательных воздействий, но признается союзником, созидателем и творцом общей семейной жизни.

Организуя атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме, вы тем самым создаете пространство, «среду обитания», в которой ваши дети вырастут успешными, счастливыми, здоровыми и жизнерадостными, а взрослые состоятся в карьере, в «родительствовании».

Источник

Смотрите также

Мифы о задержке речевого развития у детей: что нужно знать родителям

Не теряйте драгоценное время Для многих современных родителей очень важно, чтобы еще до школы ребенок …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *