Главная / Психология отношений с детьми / Всех на волю! Кому важнее быть быстрее, сильнее и умнее сверстников — детям или их родителям?

Всех на волю! Кому важнее быть быстрее, сильнее и умнее сверстников — детям или их родителям?

Расписание наших детей забито до отказа: школа, уроки, кружки, репетиторы, соревнования, олимпиады… Иметь свободное время сегодня даже как-то неловко.

Лучшее — детям!

Всего несколько десятилетий назад мы были теми детьми, которые возвращались из школы и, бросив портфель и съев на ходу котлету, бежали гулять во двор. За наше развитие «отвечали» друзья, игры, книги и телевизор с федеральными каналами. Некоторые пару раз в неделю ходили в кружки — вот и все. Сегодня количество секций, кружков и развивающих занятий растет пропорционально родительскому беспокойству: «Даю ли я своему ребенку все доступные возможности? Вот Маша из параллельного класса три раза в неделю ходит на гимнастику, два — на плавание и четыре — на английский, а по выходным занимается верховой ездой и театром!»

Пока таланты, способности и желания детей неочевидны, мы стремимся подтолкнуть их к любым способам проявления себя. А вдруг он будет успешен в шахматах, рисовании или спорте? Попробуем все и сразу, не будем терять времени!

Что заставляет родителей так стремиться к совершенству?

Одни хотят компенсировать свои собственные — упущенные или не предоставленные им — возможности: вы в детстве мечтали о недоступных уроках балета, значит, пусть дочка занимается. Другие стремятся сделать детей неподвластными никакой конкуренции и максимально подготовленными ко взрослой жизни. Третьи мысленно борются с другими родителями за звание «лучшей матери».

Происходит подмена ценностей — качество уступает количеству, вопрос образования превращается в гонку. На самом деле, конечно, нет зависимости между качеством вашего родительства, количеством кружков, которые посещает ребенок, и тем, на сколько успешным он сможет стать, когда вырастет.

Зато загруженный по самую макушку, рано или поздно ребенок начнет сигнализировать о чрезмерной нагрузке — и важно не пропустить эти сигналы.

На симптомы переутомления стоит реагировать еще до того, как они станут хроническими, и вовремя снизить обороты: пересмотреть график, обратить внимание на качество и длительность сна, скорректировать питание и добавить больше прогулок и отдыха. Составляйте расписание занятий, исходя из объективных факторов: темперамента ребенка (не всем подходит постоянное пребывание в коллективе), его реальных интересов (олимпиадная математика — для вас или для него?) и даже возможностей здоровья — астеничным детям часто просто не по силам высокие нагрузки.

Пора отдыхать

Есть повод насторожиться, если вы наблюдаете у ребенка эти признаки:

  • усталость, раздражительность, постоянное плохое настроение
  • жалобы на головную боль или боль в животе, что может быть вызвано стрессом, нехваткой сна, неправильным и нерегулярным питанием (например, перекусами в машине по пути с одного занятие на другое)
  • участившиеся ОРВИ, обострение хронических заболеваний
  • снижение успеваемости, сложности с освоением школьной программы, рассеянность
  • конфликты с друзьями, нежелание участвовать в школьных и внешкольных мероприятиях
  • отдаление от семьи из-за отсутствия совместного досуга.

Как снизить нагрузку?

  • Организуйте такой режим дня и недели, при котором будут чередоваться периоды физической и умственной активности. Например, спорт — два вечера в неделю, между ними — шахматы.
  • Четко планируйте время секции, старайтесь не планировать одну за другой в один день (и не забывайте про школьные домашние задания).
  • Повесьте на видное место расписание детских занятий — так легче будет понять, насколько их много на самом деле — и не стремитесь заполнить свободные дни.
  • Позвольте прогуливать. Иногда полезнее и приятнее пойти погулять в парке в хороший солнечный день, чем отправиться на тренировку — даже оплаченную.
  • Выделите время для семьи. Запланируйте пару дней в неделю, когда вся семья соберется за ужином дома. Семейные прогулки, походы в кино или катание на велосипедах не менее полезны.
  • Расставляйте приоритеты: если в школе напряженный период, требующий полной отдачи, пожертвуйте дополнительными кружками хотя бы на это время.
  • Если у ребенка плотный график, но он нашел очередное интересное для себя занятие, обсудите возможность отказаться от одного из старых интересов, освободив время для новой секции.
  • Помните о пользе свободного времени. Каждый человек имеет право на отдых, праздность и ничегонеделанье. И, поверьте, это не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Куда уходит детство?

Зачем давать детям больше времени и возможностей для игр, чтения и других «неупорядоченных» занятий? Таким образом дети тренируют способность ставить цели и искать возможности их достижения. Более того, ученые обнаружили, что те, кто регулярно занят в различных секциях, менее самостоятельны и целеустремленны, чем те, кто часто общается с друзьями и в целом предоставлен сам себе.

Если раньше дети познавали мир с помощью случайного опыта, общения со сверстниками и добытой собственными силами информации, сейчас детей подталкивают и направляют взрослые, исходя из своих интересов и ощущений, и занятия и секции считаются полезнее общения.

При этом от детей также ждут успехов — желательно, пропорционально вложенным усилиям! Но чем больше мы берем на себя руководство каждой минутой детского существования, тем менее независимыми растут дети. Но детство — это не подготовка к жизни, а отдельный, сам по себе ценный период.

В чем польза свободного времени?

Время играть

Для дошкольников игра — обязательная и очень важная часть жизни. Игры помогают ребенку научиться концентрации, развивают творческие способности, эмоциональный интеллект и нешаблонное мышление. К тому же игра стимулирует умение самостоятельно распоряжаться своим временем и помогает расслабляться умственно и физически.

Время для размышлений

Представьте себе среднестатистического школьника: днем — уроки, вечером — домашние задания, стрессы на контрольных и опросах, общение со сверстниками, соответствие разным требованиям. Все эти «испытания» требуют и довольно больших усилий, и времени на обдумывание. Путь у ребенка будет возможность оценить ситуации, сделать выводы, взвесить свои и чужие слова, а если нужно — спросить у вас совета. Пока он находится в постоянной спешке и беготне от одного занятия к другому, то едва ли успеет поразмыслить и уж тем более завести с вами доверительную беседу.

Время расслабиться

Если у вас был сложный рабочий день, часто, все что вы хотите, это пойти домой, лечь на диван и включить телевизор. Дети — не исключение, им тоже нужен отдых после трудового дня или недели! Позвольте им сделать то же самое и расслабиться тем способом, который ему близок. Час безделья — отличная профилактика стресса и возможность открыть второе дыхание.

Время мечтать

«Опять витаешь в облаках?» — часто может услышать ребенок от взрослых. Конечно, уроки в школе — не лучшее место для мечтаний, но время для этого должно быть обязательно. А где еще, как не дома, в спокойной обстановке? В такие моменты не спешите подсовывать ему новую книгу или проверять домашнее задание. Сейчас его мозг занят очень важной работой: исследует внутренние процессы, перерабатывает информацию, перестраивает нейронные связи. В это время у ребенка развивается интеллект — так что не мешайте!

Время быть счастливым

Исследователи доказали, что большинство людей чувствуют себя более счастливыми в выходные дни — не самая удивительная новость, правда? Вне режима и обязательств люди могут сами планировать свой день, выбирать занятия по душе — и уделять им столько времени, сколько хочется, быть рядом с близкими, отойти от будничных обязанностей и четкого расписания. Повод задуматься!

Источник

Смотрите также

Вредные установки от матери, которые мешают вашей личной жизни

Вы можете даже не подозревать, что всему виной ваш самый дорогой человек Любая мать хочет …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *