Главная / Психология отношений с детьми / От 0 до 3: все, что нужно знать о речевом развитии ребенка и на что обратить внимание

От 0 до 3: все, что нужно знать о речевом развитии ребенка и на что обратить внимание

Детки начинают говорить в разное время – это зависит от наследственности, окружения и того, насколько внимательно за его развитием следят родители. Не всегда то, что незначительно младший ребенок разговаривает лучше (более связно или с использованием большего количества слов), является признаком патологии. Но за развитием речевой функции необходимо тщательно следить уже с первых месяцев его жизни.

Малыш начинает внятно изъясняться к двум годам. Но уже к первому дню его рождения стоит убедиться в том, что он у него хороший слух, он понимает и воспринимает первичную информацию – узнает формы, цвета, части тела и т. д. К 2,5 годам его словарный запас составляет уже до 50 слов, а к 3 он начинает болтать без умолку. Понять, правильно вы все делаете или методика развития речевой функции нуждается в коррекции, поможет наш материал.

gpointstudio / Shutterstock.com

0-12 месяцев

Малопонятные звуки – начальная ступень формирования речи. Даже если малыш ничего, по мнению родителей, не осознает, с ним нужно заниматься соответственно каждому этапу развития речевой функции, которых в этом возрасте существует 4.

1. Крик

Это – первый безусловный рефлекс, с помощью которого ребенок заявляет о дискомфорте или определенных потребностях. В дальнейшем он начинает понимать, что таким образом может привлечь к себе внимание, и использовать его в качестве аналога общения. Интонация крика меняется примерно к третьему месяцу жизни – по ней мама уже может различать, что беспокоит малыша.

2. Гуление

С 2 и до 6 месяцев ребенок практикует различные комбинации звуков. Важно поощрять и учить его новым сочетаниям и интонациям, поддерживать зрительный контакт и не оставлять «фразы» без ответа – это является аналогом полноценного диалога для такого возраста. Кроха учится координировать взгляд, речь, реагировать на слова и подражать.

Olena Yakobchuk / Shutterstock.com

3. Лепет

С 6-7 месяцев ребенок начинает произносить самостоятельные открытые слоги – однократно, а после последовательно и осмысленно, превращая их в длинные речевые цепочки. Необходимо учить его повторять артикуляцию губ, читать ему ритмичные стишки и петь песни, обращаться именно к нему.

4. Слово

Если на стадии лепета тренировать щечки и губки ребенка, мотивируя его воспроизводить простые комбинации букв, то уже к 11-12 месяцам он скажет первое слово. В этом возрасте он ассоциирует предметы с их названиями – важно читать ему вслух, рассказывать о том, что происходит, описывать простые действия. Хорошей тренировкой артикуляционного аппарата считается выдувание мыльных пузырей. Звучащие игрушки – еще один эффективный инструмент для развития речевой функции, как и чтение простых стихов по ролям.

Merla / Shutterstock.com

1-2 года

После первого дня рождения ребенок уже многое понимает, но не может выразить свои чувства. К полутора годам он уже может обращаться к самым близким людям, воспроизводить некоторые подражающие звукам слова, обозначать понятия и предметы первым или ударным слогом.

В качестве вопросительного дети используют «слово» «Ы?». Не стоит запрещать им это делать, равно как и показывать пальчиками на интересующие предметы. Вместо этого отвечайте на воображаемый вопрос «Что это?».

1. Общение с ребенком

В этот период важно как можно больше объяснять малышу, увидев его заинтересованность, – рассказывать об окружающих предметах и своих действиях. Тактильный контакт также влияет на скорость запоминания слов. При рассматривании рисунков в детских книжках рекомендуется проводить параллели с некоторыми событиями из жизни малыша. Например, на картинке изображен мальчик, кушающий кашу. Расскажите, что он делает, насколько его угощение вкусное, напомните, что утром (вечером) ваш ребенок также с удовольствием ест это блюдо из собственной тарелочки.

Antonio Guillem / Shutterstock.com

2. Обобщение

Малыш должен понимать, что знакомый ему предмет – не единственный в своем роде. То есть существует много кукол, кубиков и т. д. Ему важно учиться взаимодействовать с различными предметами и понимать, что они относятся к одной группе. Например, яблоки бывают зелеными и красными. Попросите его принести зеленое яблоко, вместе попробуйте его на вкус, чуть позднее предложите взять красное яблоко и угостить им кого-то.

3. Детские стишки и прибаутки

Стишки и прибаутки необходимы для того, чтобы ребенок знакомился с окружающим миром. Они ритмичны, подразумевают возможность выполнения под «аккомпанемент» различных действий (умывание, чистку зубов, отход ко сну).

4. От слов к фразам

Примерно в 1,5 года (девочки – раньше, мальчики – чуть позднее) дети начинают строить простые предложения. Соединять слова в словосочетания их должны научить родители.

5. Играйте

Сюжетные игры помогают ребенку пополнять словарный запас. Он начинает обращать внимание на свои и чужие действия, воспроизводить сценки с игрушками, комментировать их.

Oksana Kuzmina / Shutterstock.com

6. Развивайте моторику

Тонкая моторика пальчиков положительно влияет и на речевой навык. В этом помогут как специализированные игрушки, так и подручные средства – перебирание, складывание и сортировка разных предметов небольшого, безопасного для малыша размера, упражнения с бумагой (сминание, комкание и т. д.).

2-3 года

В этот период нужно научить ребенка связно и чисто выражать свои мысли, следить за собеседником, развивать артикуляцию.

Полезны игры, направленные на развитие:

      моторики пальцев;
      силы голоса;
      слухового восприятия;
    правильного дыхания.

Blaj Gabriel / Shutterstock.com

Для развития навыка общения попробуйте следующие методики:

      говорите с собой – медленно описывайте свои действия короткими предложениями, задавайте вопросы и отвечайте на них вслух;
      рассуждайте о ребенке – комментируйте, что и для чего он делает, что будет в итоге;
      иногда притворяйтесь, будто вы не понимаете малыша, чтобы развивать в нем самостоятельность и мотивировать подбирать нужные слова;
      дополняйте его речь – повторяйте каждую фразу с большим количеством определений;
    не забывайте о стишках, потешках и ритмических песенках.

fizkes / Shutterstock.com

Что должно насторожить?

Признаки необходимости консультации со специалистом:

      в 12 месяцев кроха не реагирует на зов или другое обращение;
      к 2 годам малыш не узнает или не воспринимает то, чему его учили (формы, цвета, части тела, знакомые звери), а также отказывается от взаимодействия с другими детьми и взрослыми;
    в 3 ребенок не выговаривает большинство букв или перекручивает слова, ему тяжело составлять связные предложения.

Для полноценного развития речевого навыка малышу необходима практика и внимание родителей. Разговаривайте, играйте и наслаждайтесь тем, как он с каждым днем становится все более интересным собеседником.

Источник

Смотрите также

Союз педиатров назвал положительные свойства грудного вскармливания

Молоко матери напрямую влияет на развитие ребенка Грудное вскармливание влияет на умственное развитие ребенка. Оно …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *